Ольга Павлова
Не так давно Настя Старынина прислала мне статью, которая, мелькнув, каком-то журнале, поразила ее до глубины души. Признаться, я тоже была удивлена подходом автора статьи к проблеме, потому что, как и Настя, занимаюсь со своими детьми динамической гимнастикой и вижу только явную пользу от занятий. Приглашаю всех к обсуждению статьи приведенной ниже. Динамическая гимнастика - хорошо это или плохо?
Обсуждаемая статья
Хочу поделиться своими наблюдениями о последствиях применения у детей динамической гимнастики. Я думаю, что мой опыт окажется интересным для родителей, которые увлеченно предаются этому занятию, не думая о последствиях для своих детей, а точнее даже не подозревая о том, что такие упражнения могут принести другие последствия, кроме укрепления здоровья.
Говорят, что любая теория проверяется временем, а отдаленные последствия любых вмешательств видны не сразу, а через некоторое время. Думаю, что могу судить о динамической гимнастике именно с этой точки зрения, потому что мои дети уже выросли, и я сужу о последствиях проявившихся не в младенческом возрасте, а у более старших детей.
Немного о себе. Старшую девочку я рожала в обычном московском роддоме, со всеми его "прелестями" v стимуляцией, обезболиванием, шитьем "на живую", послеродовой инфекцией - в общем все 33 удовольствия. Воспитывала ребенка в соответствии с мамиными и бабушкиными стандартами - кормление по режиму, на руки брать редко, дисциплина, режим- Все время ловила себя на мысли, что наверное можно как-то по-другому, не так, что мы все делаем неправильно. Когда дочке было 1.5 года, я узнала, что снова беременна и сразу решила, что буду искать альтернативу. Главное, я очень не хотела опять попасть в роддом. Мне казалось, что если я попаду туда снова, я просто умру. Я слышала, что есть клуб, где учат рожать дома в воду. Рожать в воду мне честно говоря не очень хотелось, но это было единственное место, где могли научить, как справиться с родами, минуя официальную медицину.
Так мы с мужем попали на занятия клуба "Здоровая семья". С первого раза нас захватила атмосфера всеобщего братства и понимания. Вокруг были простые люди, с таким же образованием, как у нас, но сумевшие взять ответственность на себя, и родившие или собирающиеся рожать своих детей дома. Конечно это было необычно, подкупало и многие моменты, которые поначалу казались странными, принимались просто на веру. Нам всячески внушали мысль о некой "продвинутости" всех, кто этим занимается, и любые сомнения объяснялись недостатком этой самой "продвинутости". Кому же захочется показать себя глупым и недалеким? Большая часть из вновь пришедших рано или поздно начинала верить, что они тоже "дошли" до такой степени понимания, что все принимают, и многозначительно хмыкать, если кто-то выражал сомнения в правильности, например, проныривания детей (он, мол, еще не дошел, не понял, бедняжка).
Подкупало еще и то, что нам постоянно показывали фильмы и приводили живые примеры, "вон посмотри, у этого ребенка был диатез, а после проныривания - исчез"; "у моих знакомых у ребенка был ДЦП, а теперь он крутит динамику, и двигается лучше всех - это потому, что его пронырял сам Чарковский".
Если до кого-то доходили слухи, что все не так гладко, что в родах бывают осложнения, то нас уверяли, что это неправильно поданная информация, да проблемы были, но доблестные акушеры легко с ними справились, потому что в водных родах серьезных проблем не бывает. Если дети, которые нас окружали начинали кашлять и чихать, нам говорили, что из них "выходят" болезни, в результате чего организм станет здоровее.
Нашей маленькой дочке очень понравилось смотреть, как родители крутят своих детей и она стала просить папу, чтобы он ее покрутил так же. Нас предупредили, что динамической гимнастикой необходимо заниматься с рождения. Что у такого большого ребенка могут не выдержать связки, и чтобы мы все делали аккуратно. Но девочка на удивление воспринимала эти упражнения с удовольствием, весело смеялась и у нее ничего не болело. Наш папа потихоньку осваивал все "премудрости" этой гимнастики на нашей старшей, и поэтому, к рождению нашего малыша был полностью готов, чтобы начать с ним заниматься самому, не призывая на помощь инструкторов.
Наш малыш родился дома в ванной. Нельзя сказать, что роды были очень успешными - я опять довольно сильно порвалась и мы еще полдня искали специалистов, которые помогли бы нас "зашить", однако по силе эмоциональных впечатлений, по степени легкости восприятия, (через сутки я уже бегала по дому как заведенная), конечно не сравнить с роддомовскими. Нам очень хотелось, чтобы у нас все было, как у других "продвинутых " родителей, поэтому мы сразу же пригласили домой специалиста по беби-йоге, однако специалист был очень занят приехать не смог, а так как мы потихоньку начали заниматься с малышом сами, то впоследствии (через 3 недели) от его услуг отказались.
Когда нашему малышу был месяц, мы первый раз пришли в бассейн, и с гордостью продемонстрировали свои "достижения". Действительно малыш не плакал при выполнении упражнений, папа все делал очень аккуратно, и наш герой даже улыбался, когда его переворачивали вниз головой. Нас ставили другим родителям в пример и показали более сложные упражнения. Так и пошло. На протяжении всего первого года жизни мы занимались с нашим малышом динамической гимнастикой. Правда после 7-ми месяцев он стал слишком тяжелым, и упражнения мы стали делать гораздо реже, чем раньше, хрупкой маме вертеть и бросать его было уже не под силу, однако папа ежедневно занимался с мальчиком по утрам перед уходом на работу и по вечерам, после прихода домой. В веселой возне всегда принимала участие наша старшая дочь, терпеливо ожидая своей очереди "полетать". Дети воспринимали эту гимнастику с радостным возбуждением, ждали ее и с удовольствием демонстрировали окружающим свои трюки.
Как нам казалось, мы делаем все, чтобы наши дети были более крепкими, более гибкими и более смелыми, чем те, кто так не делает. Первые сомнения у меня появились, когда ко мне в гости приехала подруга с 1.5-годовалым мальчиком. К этому моменту моему младшему было около 1-ого года, а старшей немного больше 3-ех лет. Посмотрев на наши упражнения она удивленно спросила: "А зачем?" Я увлеченно стала ей рассказывать про гибкость, смелость, укрепление связок. Она пожала плечами и попросила мужа попытаться повторить часть упражнений со своим мальчиком. После непродолжительных уговоров ребенок согласился и каково же было мое удивление, когда мальчик, с которым никогда ничего подобного не проделывали оказался в состоянии исполнить почти все наши головокружительные трюки. Удовлетворенная подруга заявила : "Вот видишь! И стоило мучить ребенка столько времени, чтобы научить его делать то, что ему в жизни все равно не пригодиться! Он же не будет у Вас гимнастом. А гибкость зависит от чего-то другого, ведь мой мальчик не менее гибкий, чем твой, хотя мы и не тратили времени на ваши модные штучки!"
Конечно, один случай не мог поколебать нашей убежденности в своей правоте, но зародил кое-какие сомнения, которые заставили нас внимательнее присмотреться к своему окружению, и сделать выводы. Оказалось, что действительно, чем позже начинали заниматься с ребенком подобной гимнастикой, тем скорее он ее осваивал, и тем дольше она ему нравилась. После 1.5 лет, дети научившиеся говорить, занимавшиеся раньше с удовольствием (из тех кто начинал с рождения), начинали находить более интересные занятия, чем вертеться у родителей на руках и находили удобные предлоги, чтобы этим не заниматься, (так же поступил и наш мальчик после 1-ого года и 2-ух месяцев). Дети же, которые начинали заниматься такой гимнастикой после 10-ти месяцев, как правило сохраняли к ней любовь до 2-ух 3-ех лет (как наша старшая дочка). Все это выглядело несколько странным и не вязалось с тезисом, что динамическая гимнастика развивает в детях гибкость и выносливость.
Однако сохранялась надежда на то, что мы все-таки заложили в детях запас гибкости, выносливости и смелости, которая пригодиться им в дальнейшей жизни. Со смелостью мне пришлось столкнуться гораздо раньше, чем я начала сопоставлять происходящие события с динамической гимнастикой. Дело в том, что мой мальчик вырос совершенно не боящимся высоты. Так как у меня уже росла такая же смелая девочка, то я особо не волновалась, потому что дочка всегда чувствовала опасность, понимала, что такое высоко, и никогда не залезала туда, откуда не может спуститься сама, после первых неудачных опытов. Она училась на своих ошибках и я ожидала такого же и от своего мальчика (тем более, что он же должен быть умнее - водное рождение, гимнастика и проныривание с первых недель жизни).
Каково же было мое удивление, когда оказалось, что он не только не учится, а наоборот, получает удовольствие от неудачных падений! Нам даже пришлось переставить мебель в квартире, потому что любимым развлечением сына стали прыжки со шкафа, на который он забирался с подоконника. (Напомню, что ему было в это время не больше года!). Он методично залезал и падал, залезал и падал, злился и снова залезал, и это при том что в доме была шведская стенка, кольца и турник, на которые можно было свободно залезать и под которыми лежал мягкий мат, специально, чтобы дети не расшиблись!
Забегая вперед скажу, что повадки "парашютиста" не оставили сына до сих пор (ему уже 7), и летом мне приходится держать окна закрытыми, когда я ухожу из дома, потому что я неоднократно стаскивала его с подоконника (а живем мы на 9-ом этаже). Таким образом "смелость" сына тоже оказалась под вопросом - нужна ли такая смелость ребенку. Дочка, по-моему не менее смелая, однако повадок "парашютистки" за ней не замечено, она точно осознает меру опасности, хотя это не мешает ей лазить по деревьям.
Не менее обескураживающим для нас оказалось и такое поведение сына, которое знакомые мамы назвали "непробиваемостью". Где-то с 1.5 лет у нас появились большие трудности в управлении ребенком. Его никаким образом нельзя было остановить! Любые меры воздействия - строгий голос, окрик, даже легкий шлепок вообще никак не действовали на ребенка, он продолжал делать то, что делал и как нам казалось даже не осознавал, что на него сердятся. Его невозможно было никак наказать, потому что не было ничего, что бы могло на него подействовать. На него не действовали никакие эмоциональные стимулы "мама сердится", мама расстраивается", "мама плачет" , что всегда срабатывало при общении со старшей девочкой в его возрасте. Он равнодушно занимался своими делами, если мама с ним не разговаривала - еще один бесспорный аргумент в отношениях с дочкой. Его не сердили легкие шлепки - воспринимал как игру, его вообще невозможно было вывести из спокойного состояния, а когда он из него выходил, то и успокоить его не мог никто! И это мой любимый, заласканный мальчик, которого я продолжала еще кормить грудью, которого носила весь первый год на себе в кенгурушке, которому, как мне казалось я отдала всю себя, даже вывернувшись ради этого наизнанку!
Надо сказать, что тут наши амбиции быстро стали сдавать и мы поняли, что если не обратимся к специалисту, то в дальнейшем нам будет все труднее и труднее. Подруги посоветовали хорошего детского психолога. Кропотливо, шаг за шагом, мы по крупицам восстанавливали доверие маленького человечка, у которого сами украли детство. Как сказала нам психолог, мы еще вовремя обратились (я еще не перестала кормить грудью), потому что чем старше ребенок, тем труднее справиться с последствиями неправильного обращения в младенческом возрасте. Просто наш сынок оказался слишком чутким, и стал "выдавать" нам изменения в поведении достаточно рано, а контраст с сестрой оказался слишком заметен.
С тех пор прошло уже 5 лет. Мы до сих пор иногда консультируемся у детского психолога, хотя давно уже научились общаться со своими детьми. Мой мальчик не остался "железобетонным " и непробиваемым, наоборот, он очень нежный и чуткий. Но кругом, я периодически вижу детей с теми самыми чертами "непробиваемости", которых нам удалось счастливо избежать. Как вы можете догадаться, это дети, которым в детстве крутили "динамику".
Если Вы сочтете, что мы счастливо отделались, то будете не правы, потому что специалисты помогли сгладить урон нанесенный психике, а как исправить урон нанесенный телу? Те самые связки о гибкости и эластичности которых мы так заботились, сейчас, к 7-ми годам оказались окостеневшими! Наш мальчик не самый гибкий в классе, как мы надеялись, а наоборот, с трудом гнется, особенно в области ног и рук. По наблюдениям учителя физкультуры, в классе четко выделяется группа детей, которым в детстве перенапрягли связки и суставы - это бывшие "динамисты". И самое обидное, что всего этого можно было бы избежать, если бы мы не спешили быть как все! С нашей старшей девочкой ничего подобного не происходит и мы за нее рады. Хочу закончить призывом к родителям, которые еще только раздумывают, делать или не делать эту модную гимнастику. Подождите! Подумайте! Если это вам так нравится, научитесь этому позже, когда ребенок уже окрепнет (как случилось с нашей старшей дочкой) Ваш малыш всему научиться за 1-2 дня и еще порадует родителей. Не спешите калечить своих детей!
* * * * *
Катерина Кузовкина
Статью я прочитала два раза. Действительно, очень плохо, что у мальчика нет инстинкта самосохранения. Но я не поняла - при чем тут динамическая гимнастика??? Я, честно говоря, связи не вижу. Автор статьи права, что все "нововведения" проверяются временем. Но динамическая гимнастика используется достаточно давно, элементы ее использовала и массажистка нашей дочери, и многие мои друзья... И ничего похожего на описываемую в статье реакцию не было. Так что мне кажется, что автор статьи решила найти удобную причину своим проблемам, да еще почему-то стала навязывать ее другим.
Потом, меня убила фраза "маленький человечек, у которого украли детство". ??? Не поняла. Занятия гимнастикой = украденному детству? Странно. Еще раз прочитала. И опять - не вижу связи между динамической гимнастикой и психологическими проблемами малыша.
НаташаАпреликова (naprelik@mtu-net.ru)
Прочла я статью. Мыслей много.
1. Почему-то путается динамичка с беби-йогой. Это очень странно, так как это две совершенно невзаимосвязанные вещи. Такой вроде малозаметный факт у меня лично вызывает большие сомнения по поводу объективности статьи в целом.
2. По поводу парашютных замашек. Ей богу, приходя в Драгоценность, ну не вижу я стай детей, прыгающих со шкафов и подоконников. За своим тоже ничего подобного не замечала. Мне кажется, что это просто особенности характера данного ребенка.
3. Теперь о нереагировании ребенка на мамины замечания. Наш психолог говорил, что частенько у тех, кто рожает первого в роддоме ,а второго дома, встречается такая психологическая проблема: родители начинают думать, что первый ребенок - это так сказать был пробный, а вот второй - самый-самый, сделанный и рожденный так как нужно, ОН ПРОСТО ОБЯЗАН ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ. И еще думают, что если беременность и роды прошли без вмешательств, то вроде как и воспитывать ребенка не надо, все уже и так в нем заложено. Это крайность. В итоге из второго делают чуть ли не Бога, прощают ему все, носятся с ним как с писаной торбой, т.е. его воспитание кардинально отличается от воспитания старшего ребенка. Не в этом ли проблема? На самом деле, как нас настраивал тот же психолог, вы все это делаете ДЛЯ СЕБЯ, а не для ребенка, и не надо делать различий между детьми.
4. Я, честно говоря, не представляю, как можно заниматься динамичкой с ребенком в возрасте 2-3х лет, его ноги просто будут возюкать тебе по голове и по полу. Динамическая гимнастика рассчитана на детей до года. Кроме того, помимо упражнений на растяжение суставов там полно силовых, которые подкачивают пресс, например. Во всяком случае, в более старшем возрасте это будет уже не динамическая гимнастика, а просто ее элементы или просто гимнастика.
5. Как говорил нам Леонид Кетаев на курсах, самая главная цель динамички - это общение родителей с ребенком (от себя добавлю - особенно папы), и не надо делать из нее спорта. До года ребенку более доступен язык тела, нежели язык слов. Мне иногда кажется, что родители со своими честолюбивыми устремлениями в отношении своих чад могут сильно попортить им жизнь. Но это тема для другого разговора.
6. Мне не совсем понятно, как в классе может оказаться ГРУППА динамистов. Более-менее широкое распространение ДГ получила в последние годы, и группа может с большим натягом оказаться в детском саду, но никак не в школе.
Катя Б (kattyb@mail.ru)
Да-а! Статья более чем странная. И очень похоже на страшилки прежних времен, типа "если ребенка туго не пеленать, то у него ноги кривые будут".
А мы недель с 3-х начали заниматься динамической гимнастикой. Где-то месяцев до 3,5 занимались. А потом Егор в локтевом суставе подвывих заработал. (Не во время гимнастики, во время кормления так у меня на руках извивался :().
Ортопед после этого сказал, что у нас повышенный объем движения в суставах и очень эластичные связки. За ручки тянуть ребенка нам запретили. Так что сейчас осталось только несколько упражнений из большого комплекса. Но все равно, с удовольствием делаем.
Старынина Анастасия (starinina@mail.ru)
Вообще-то очень приятно было почитать отзывы смелых мам. Помнится, на другом очень уважаемом сайте отношение к динамике было прохладно-настороженное. Мне кажется, это незаслуженно - лично я ничего, кроме пользы от нее не видела. Разумеется, при разумном исполнении: раннем начале, внимательном и последовательном усложении.
Недавно была у "новорожденных" друзей, так там папа меня чуть не за руки хватал - его, оказывается, в 2 года дедушка поднял за одну руку и, разумеется, вывихнул. Потом молодая мама немного подержала его и он с удивлением убедился, что их месячный сынишка довольно миролюбиво пыхтел,вися на ручках, за ножки - в общем, самое начало. Но это так,лирическое отступление.
Хотя, мне кажется, динамика - это как биологически активная добавка - принимать надо осторожно, внимательно и, пожалуй, не всем. Хотя последнее касается только родителей. Дети от нее в восторге.
Лично я начала с дочкой заниматься в 1,5 месяца. Со вторым малышом, думаю, начну прямо в роддоме;))
Светлана Эльм (Svetlana_Elm@mail.ru)
Знаю мальчика, рожденного в обычном роддоме, который в возрасте 1.5 - 5 лет вел себя точно так же - норовил залезть с подоконника на шкаф, совершенно не реагировал на запреты, страха не испытывал совсем, убегал из детского сада и т.п. Никакой специальной гимнастикой с ним никто не занимался. Я в свое время считала, что это скорее связано с психологической установкой родителей, которые явно хотели, чтобы их ребенок был особенным, ну просто-таки необыкновенным. Они сразу заявили, что воспитывать будут по японской системе, где детям до пяти лет разрешается все. И действительно ничего ему не запрещали. Потом они нахлебались с ним немало, было много травм, и вообще очень тяжело с ним "в люди" выходить. Сейчас, кстати, без специального вмешательства психолога мальчик стал гораздо более управляемым. Возможно, сказывается влияние детского сада и школы, где все-таки приучают к дисциплине. Но он по-прежнему не задумывается об опасности и попадает в разные неприятные ситуации.
Собственно, мысль такая - все то же самое бывает и без динамической гимнастики.
Аня Хроленко
Мне кажется,что автор статьи,сделав для себя такие однозначные выводы,так до конца и не поняла зачем ей и ее детям нужна была дин. гимнастика.Право выбора всегда остается за нами,если мы определяемся с целью.
О пользе занятий ДГ много написано. Но самое главное,как мне кажется,что кроме явных физических преимуществ для растущего организма,существуют еще и невидимые глазом,которые нельзя пощупать или потрогать. Ведь занимаясь с малышом, мы сливаемся с ним в одно целое, передавая ему свой заряд энергии и любви.Эта неуловимая связь только сближает, т.к ребенок чувствует и уверенные надежные руки, и быстроту движений, и сильный захват.
Занимаясь ДГ , мы укрепляем здоровье,корректируем нарушения и отклонения у малыша, возникшие при рождении, а не закладываем гибкость на долгие годы. Трудно себе представить, чтобы родители танцора с мировой известностью - Махмуда Исымбаева,обладающего колоссальной гибкостью и пластикой и в 20 ,и в 60 лет,занимались с ним динамической гимнастикой.Это достигнуто путем систематических интенсивных тренировок.
Ну а вывод о том,что у детей, занимавшихся дин.гимнастикой происходит "окостенение", хочется прокомментировать поподробнее.
Изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся гипоксии происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности. Причин может быть масса: это и тавмы,и заб-я опорно-двигательного аппарата, и болезни иммунной системы и т. д...
Все это не имеет ничего общего со здоровым малышом. А если хотим,чтобы был гибким-хореография и гимнастика нам помогут:))))
Конечно,ДГ лучше заниматься с рождения,но мы с сыном стали ее осваивать в 5,5 мес. Занимаемся до сих пор и оба получаем огромное удовольствие Кроме того,я каждой клеточкой своего организма ощущаю психологический настрой своего малыша.Возможно, что описанная в статье ситуация скорее исключение, чем правило. Наверное родители где-то упустили момент,т.к неуправляемых деток не бывает, бывают беспомощные родители,которым не хватает выдержки, терпения, знаний и опыта. По-моему ничего нет плохого в том, чтобы консультироваться у психологов. Иногда мы интуитивно чувствуем, как правильно нужно поступить,а иногда .... Жаль,что эти просчеты связаны с живым существом, у которого уже с 7 месяцев начинают закладываться вредные и полезные привычки. Ну а мы ,родители, всегда должны быть начеку:))) Старынина Анастасия (mailto:starinina@mail.ru)
Наконец-то услышала мнение специалиста, большое Вам спасибо, Анна.
Вседа очень сложно было найти подходящие слова, чтобы объяснить родителям, что их ребенок не заболеет, у него не оторвутся руки-ноги, он не получит травмы и не станет "каскадером", если они будут заниматься с ним динамикой.
Кстати, среди своих друзей я вижу двух малышей, которые ярко выраженные "опасные дети", как я их мысленно называю - постоянно синяки-шишки-швы и прочие радости. И, между прочим, один из них - девочка, с которой никто никакой динамикой не занимался. Но она абсолютно ничего не боится - ни высоты, ни открытых окон, абсолютно ничего. Зато ее мама уже тихо стреляется.
Надо сказать, что и мальчика тоже не особо "таскали", просто ему ничего никто не запрещал.
С другой стороны, вижу много малышей, которых тренировали с детства - они гораздо более осторожны и гораздо лучше координируют свои движения. Возможно, это следствие динамики.
|