Михаил Федотов(Санкт-Петербург).
ПИШЕМ ПО-ПИСЬМЕННОМУ
Я пишу только рабочие заметки. Для меня это письма в бутылках, которые я выбрасываю в океан, и это не "абсолютные рекомендации", а только направления работы и размышления вслух. Мой подход меняется. Время меняется. Дети меняются. Я не считаю правильным планировать детскую жизнь на много лет вперед: мы никогда не видим, что находится за поворотом. Дойдем до поворота, и там будет яснее.
Федьке 4 года и десять месяцев. В следующем году мы решили идти в первый класс, и год я отвожу на то, чтобы научиться писать по-письменному. Но по дороге два слова о решении идти в школу и о том, для чего учатся писать по-письменному. В течение последнего года мы с женой приходили к разным решениям: между тем, чтобы вообще не отдавать ребенка в школу или отдать в школу в четыре с половиной или в пять лет. Мы хотели отдать его на один-два раза в неделю. Но все-таки в прошлом году мы решили, что для первого класса клиент еще очень не зрел. То есть, конечно, по многим параметрам он не уступает первоклассникам, но сознание еще детское, к школе не готов.
Сразу вопрос, А ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ДУМАТЬ О ТОМ, чтобы так рано отдавать в школу. Да мы и сами не хотим! Нам не нужен гений. Нам нужен обычный веселый, живой, не заученный мальчик. Но он уже так много умеет, что если отдать его в школу через два года, то ему совсем нечего будет там делать и он потеряет стимул учиться. А обеспечить его полноценной программой учебы - это значит еще на многие годы обречь ребенка на домашнее воспитание, а мы хотим, чтобы он не был изолирован от других детей.
В конце концов, главное - это умение жить в обществе, и никакие абстрактные знания, никакая высоты в изолированной от жизни дисциплине не заменят умение быть счастливым среди людей.
Зайцев рекомендует в школу детей РР (раннее развитие) не отдавать, а в существование школ, которые будут соответствовать сильным детям, Николай Александрович не верит. И скорее всего он прав, но многие проблемы можно решить полумерами. Отдать ребенка чуть пораньше, не запирать его в школе на целую рабочую неделю, отдать в школу с языком, которого ребенок не знает, найти учителя, который будет энтузиастом. Всюду понемногу, и напряжение этой сложнейшей проблемы "что же делать с такими детьми??" можно чуть-чуть уменьшить. Еще раз повторяю: задача в том, чтобы ребенок НЕ РАЗЛЮБИЛ УЧИТЬСЯ, иначе вы разрушите всю свою работу первых лет. И второй вопрос: а для чего же все-таки учиться писать по-письменному. Это загадочное действие не потому, что я против него. Я за двумя руками, но я не могу понять его по двум причинам. Во-первых, я уверен, что это умение никак не используется преподавателями. Девочки, которые преподают в младших классах, все-таки и по сегодняшний день кончают училище номер шесть имени Некрасова, а не Кембридж и не Оксфорд, и они просто ничего не понимают в возрастной психологии и физиологии, даже если они ее сдавали. Да и умение это использовать не очень и просто - конечно, можно писать мама мыла раму, но вообще-то письменные буквы вокруг нас нигде не встречаются.
Около метро Гражданский проспект по-письменному написано "мясо" и "рыба", но вообще-то все в основном написано по-печатному. И на экране передо мной сейчас светятся печатные буквы. Но интуиция подсказывает, что умение это сложнейшее и полезное, и оно каким-то таинственным способом развивает мозг.
Хорошо бы найти физиолога, который нам это объяснит. А пока мы учимся писать по-письменному, потому что без этого не сдать тест! Интересно всё придумывать заново. И вот, сталкиваясь с тем, как ребенок учится писать, я пришел к выводу, что прежде всего нужно научиться читать по-письменному. То есть этот процесс не менее важен, чем движение пера. И для того, чтобы научиться читать (ОПЯТЬ Я ВОЗВРАЩАЮСЬ К ПРИНЦИПАМ ШАТАЛОВА),нужно в мозгу создать опорные пункты чтения по-письменному. И я создал базовый текст, состоящий из двух стихотворений, которые я использую уже несколько месяцев, так что ребенок мгновенно их читает, и только от них я делаю крохотные дальнейшие шаги. Занятие рассчитано на пятнадцать минут в день. Половину этого времени ребенок обводит мой текст, дописывает несколько начатых слов (маленькими буквами над каждым недописанным словом я пишу пропись-подсказку), недописанные слова тоже базируются на двух выученных стихотворениях. Часто я комбинирую стихи, делаю смешной третий текст, каждую строчку Федька любит обводить своим цветом - то есть я стараюсь, чтобы урок был не скучным. Уже месяца три он пишет страницу в одиночестве, иногда прибегает с жалобой, что получилось плохо или грязно, но я его успокаиваю. Суть моего опыта - не нужно часто менять текст. Я это тоже делал, и кпд был очень низким. Повторение одного и того же текста, достаточно крупными буквами - РАЗУМЕЕТСЯ В ТРИ-ЧЕТЫРЕ РАЗА крупнее всех виденных мною прописей - дает оптимальный эффект. Ребенок должен зафиксировать в мозгу написание конкретных слов.
Кроме того, и это не менее важно, мы должны начать формирование ПАМЯТИ РУКИ. Попробуйте в воздухе написать слово "кот". Получилось? А ведь этому тоже нужно учиться. Вот так закладывается будущая "врожденная" грамотность.
Еще раз повторяю вопрос к читателям: в чем же суть этой необходимости - писать по-письменному??? Что происходит оттого, что ты умеешь вести строчку? И еще один вопрос, если на пути этого письма встанет физиолог: а когда я учу мальчика набивать ракеткой пинг-понговский мяч, это тоже мелкая моторика??? А она сродни умению писать или это качественно разные движения, по-разному формирующие детский мозг???????
Ещё немного полезных статей:
Нужны-ли вашему ребенку лидерские качества?
Свободное время и ваш ребенок.
Учим ребенка понимать других людей.
Разлад между детьми. Как с этим бороться.
Читаем легко и свободно.
Проблемы детского эгоизма. Причины.
Подготовка ребенка к взрослой жизни.
Некоторые способы, способные воспитать в ребенке творческую личность.
Несколько советов по воспитанию мальчиков.
Детская бессонница.
|