Все родители любят своих детей. Все желают им добра. И только некоторые при этом увлечены идеей раннего развития. В первую очередь потому, что раннее развитие - для раннего детства, а что делать с этими детьми дальше не знает никто. Они не вундеркинды, они просто больше знают и умеют творчески подходить к решению задач. Школ для таких детей нет. И это очень горько, потому что эти детки никак не вписываются в рамки , подготовленные для среднестатистических умненьких, но пока очень мало знающих детей. То есть для тех, кто к моменту поступления в 1 класс едва знает буквы и считает до 10… Но все-таки, рано или поздно наступает время, когда ребенка надо отдавать в школу. Серьезно поразмыслив, мы решили, что наша дочь Саша пойдет в школу в неполные шесть лет. К школе она полностью готова и проблем возникнуть вроде бы не должно.
Для своего ребенка хочется самого лучшего. Поэтому поиск школы начинался со школ с гордым названием "спецшкола". Первый удар обрушился на нас тотчас же. Ни в одну спецшколу не хотят брать ребенка младше 7 лет. Будь он хоть семи пядей во лбу. Это принципиальный момент. То есть нам предложили походить еще ДВА ГОДА в детский сад.
Тогда, успокоив себя мыслью, что начальная школа зависит от одного учителя, на английский можно походить отдельно, а математикой по-прежнему можно заниматься дома, мы обратили свой взор на обычную школу, самую ближайшую к дому. Но даже в самую обычную школу пятилетнего ребенка брать не хотели. В общем-то, конечно, не из злого умысла - нагрузка считается серьезной.
Заручившись поддержкой школьного детского психолога, который подверг Сашу серьезному тестированию, мы сумели -таки определить ребенка в 1 класс.
Почему мы не захотели подождать два года до 7 лет и потом сразу "скакнуть" через несколько классов? Во-первых, когда ребенок идет в первый класс, он идет вместе с такими же новичками, пусть несколько старшего возраста, но такими же неопытными. Он проходит процесс адаптации вместе со всеми. Если ребенок идет сразу в 3-4 класс, он "не нюхавши пороху" попадает в сложившийся коллектив "многоопытных школяров", и если при этом еще оказывается самым младшим, то это может стать для него слишком непосильной ношей.
Итак, о проблемах. Заново учить буквы ребенку, который читает 70-80 слов в минуту смешно и нелепо. Отношение к уроку чтения сразу становится снисходительным и равнодушным. С математикой проблемы похожего свойства.
Например, задача. Даны два отрезка. Отрезок АВ=8 см, отрезок ВС=2 см. Найти отрезок АС. Если ребенок на уроке математики в первый раз услышал про отрезки, то эту задачу он решит простым сложением. 8+2=10(см). Ребенок, прошедший школу раннего развития и привыкший проводить некоторые исследования в математических задачах, обязательно скажет, что вопрос поставлен некорректно, что отрезок АС может быть любой длины от 6 до 10 см, это зависит от угла между заданными отрезками… У учителя поползут наверх брови, учитель будет недоволен. И его можно понять - сомнение в правильности его слов заронено, а объяснить сразу всему классу про углы, треугольники, синусы, косинусы и вектора - нереально… Учитель чувствует неприязнь к "выскочке", заносит его в "черный список" и не может удержаться и не съехидничать при первой же его неудаче…
Самое трудное в первом классе - это требования по оформлению. Две клеточки сверху, две слева, четыре между работами. Если пример, который начинается с двузначного числа пишется под примером, который начинается с однозначного числа, он сдвигается влево на одну клеточку. Все время надо следить за этими клеточками. Если на странице умещается три столбика примеров в ширину, будь добр их уместить, если не уместились и пример залез на поля - "сам дурак". Если оставил пустое место там, где теоретически можно было бы что-то написать - тоже. Или еще одно чудо невиданное - "краткая запись". Вот уж где голову наломаешь, что с большой буквы, что с маленькой записываем, что пишем полностью, а что можно сократить. Саша обычно читает задачу и сразу сообщает ответ. И ребенок недоумевает - зачем писать все это долго и нудно, когда и так все понятно…
Контрольная по математике. 12 примеров. "Выскочка" решает оба варианта без единой ошибки. Но забывает пропустить между ними положенные две клеточки, отступает одну. И вот колючая "четверка" красуется в дневнике. На чтении "выскочка" читает быстрее всех, но не отличается звонким голосом. - Ага, вот тебе еще одна "четверка", получай. А! Вот и слабый "конек" - письмо. Надо сказать, что в силу возраста все 5-6-летние дети периодически "зеркалят" - пишут буквы в обратную сторону. Диктант. Буковка уползла выше строчки - раз, буковка в другую сторону - два, и вообще не слишком написано красиво - три. И жирная красная тройка на странице, расползается от упавшей слезинки.
И конечно же, с Сашей за одной партой оказывается самая бедовая и самая неподготовленная в классе девочка Любочка. И учительница говорит: ты, Саша, ей должна помогать. И Любочка без конца толкает Сашу в бок: подсказывай мне! А Саша не знает, как она должна помогать - и подсказывает, конечно же отвлекаясь от собственной работы. И ненавистные клеточки, зеркальные буквы незамедлительно появляются в тетради…
Девочка перегружена! - заявляет ехидным тоном учительница. У нас в первом классе большая нагрузка, а вы еще ее на английский, на музыку, да на танцы водите! - Водим. И будем водить. Потому что ей это интересно. Потому что если и устает, то не от этого. Потому что на вопрос: Сашенька, если ты устаешь, давай от чего-нибудь откажемся? - Саша отвечает: А можно в школу пореже?..
Наши дети привыкли к тому, что мы радуемся их успеху и "не замечаем" неудач. Школа ориентирована на то, что успех - это так и должно быть, а за неудачу надо наказывать. А учиться не "для радости", а "чтобы не наказали" - невыносимо скучно и несправедливо.
Сейчас Саша заканчивает первый класс. Она среди "сильных" учеников, но не первая. Учительница добивается своего. "Девочка выравнивается". Почерк становится таким же, как у всех в классе. "Глупые вопросы" на уроках звучат все реже…
Несомненно, за год она повзрослела, стала более самостоятельной и житейски мудрой. Но мы, родители, жалеем о ее дошкольной непосредственности, живости ума и желании учиться.
(На картинке - часть выполненного Сашей задание по "Окружающему миру")
ПРОДОЛЖЕНИЕ
По просьбам - отвечаю на вопрос :не стала ли она зауряднее в школе НАСКОЛЬКО ЕЁ УДАЛОСЬ ПРИГЛАДИТЬ насколько она перестала любить заниматься и весь спектр новых и новых проблем.
Сашка у меня человечек сложный. Ее не так просто переделать. Если ей чего-то надо, она обязательно это сделает. Хотя со стороны кажется образцом послушности (потому что адекватно воспринимает наши аргументы и никогда не устраивает истерик ). Это к тому, что школа ГЛАВНОГО в ней не убила. Там принимаются определенные манеры поведения, состоящие из многих НЕ - не встревать, не расспрашивать во время урока, не обращать внимания на оценки - то есть быть там намного амебистее чем по жизни (относится ли это к "вранью", интересно?) Это основное напряжение от школы, тем более что надо соблюдать еще целый ряд условностей (типа- клеточка влево, клеточка вправо). Зато дома она "отрывается" по полной программе - на бедную меня валятся сразу все не заданные вопросы и не отвеченные ответы. %)) Так что "пригладить" моего ершика вряд ли удастся.
Не знаю как ответить на вопрос - стала ли она зауряднее. В прошлом году она ходила в садик и, конечно, очень многое по сравнению с "однокашниками" умела делать необычного для них (бегло читать, решать уравнения и т.д.). В этом году ее среда - школа. Их всех учат одному и тому же. То есть определенное "уравнивание" происходит. И школа все-таки один из основных кусков жизни. Для меня всегда мой ребенок - незаурядный, талантливый и самый-самый.
Если есть какая-то суперинтересная книга, усадить Сашку делать уроки практически невозможно. Да и мне, честно говоря, этой галиматьей заниматься совершенно не хочется. В итоге периодически тетрадка кладется на пианино (прямо на клавиши), там все пишется за десять минут и засовывается в портфель.
Да, новая фишка от Сашиной учительницы: ребенок не умеет пересказывать, учит все наизусть. Да не учит она наизусть. Она один раз эти задания читает и пересказывает почти слово в слово. Особенность памяти, я считаю, только и всего.
Очень мне жалко, что мы не успеваем математикой заниматься. Сашка от своих занятий освобождается в 16-18 часов, потом надо уроки делать + английский с музыкой, а это полтора-два часа как минимум. А позже, даже если и желание есть, там уже Мария не дает сосредоточиться. Вечером максимум внимания на нее. Сашка на папе, а папа у нас очень гуманитарный, для него все это так далеко…
Еще какие проблемы - Саша не выносит заниматься одна (по-моему, отличительная черта всех ребятишек с ранним развитием). Всегда по ходу дела куча вопросов, и чтобы похвалили опять же…
Часто закрадывается мысль - может, ну ее к черту, эту школу? Но как тогда быть? Ходить экзамены сдавать - будет травля и тройки по всем предметам - из-за клеточек и прочей чепухи. Так тоже не хочется. Хочется, чтобы ребенок чувствовал себя по жизни человеком успешным.
Я не то чтобы просто поклонница раннего развития. Сашку нельзя больше было дома выдерживать (вернее, в садике). Я просто не знала, что с ней дальше делать. И так, как оказалось, куча сложностей от этой "раннести". Ну прошли бы мы с ней дома интегралы в этом году. А дальше - что?
|