Главная 
Новости сайта 
Подготовка к беременности 
Беременность 
Роды 
Послеродовой период 
Дети 
От рождения до года 
Дошколята 
Школьники 
Родители 
Психология 
Маленькие хитрости 
Родительское творчество 
Кухонька 
Обед "из ничего" 
Очень быстрые рецепты 
Что могут готовить старшие дети 
Чем покормить малыша 
Праздничные рецепты  
Готовенькое 
Праздничный стол для малышей 
Больничка 
Общие проблемы грудничков 
Детские болезни 
Вакцинация 
Советы детского доктора 
Словарик 
Приколы 
Ссылки 
Страничка редактора 
HTML для начинающих
 
Реклама: 

Статистика: 
Дети.
Раннее развитие.
Спорт для малышей.
Занятия иностранным языком.
Занятия математикой.
Путешествия с детьми.
Дошколята. Раннее развитие. Часть третья.

Вернуться к первой части обсуждения


подготовила Мария Чулова (Москва)

ОХ, УЖ ЭТО РАНЕЕЕ РАЗВИТИЕ
(Обзор мнений участников конфренции по раннему развитию детей сайта "Няня". Согласие участников получено)

Не так давно, около год назад на сайте "Няни" из конференции по воспитанию и образованию выделилась конференция по раннему развитию. С тех пор вопросы, как читать по Доману и развивать по Монтессори перенеслись на новое место.
Само название "ранее" вызывало участников конференции на пылкие дискуссии. Основные вопросы: Если раннее, то это плохо? Что потом? Не будет ли оно мешать в жизни? Участники активно включились в спор на общую тему. Прошло время, и прежние спорщики стали все больше обращать внимания на конкретные предложение мам и пап. Удачно апробируя одно новшество за другим на своем ребенке, потихоньку из противников раннего развития превращались в ее сторонников.
А споры тем временем продолжались. Создавалась такое впечатление, что сомневающимся в нужности и целесообразности раннего развития, нужно было пройти через своеобразное "чистилище" - споров в расставление жизненных ориентиров.

ОБЩЕЕ ПРОТИВ:

Аноним:
Куда гонитесь, родители? С недоумением читаю реплики некоторых матерей: "Моему ребеночку 5 месяцев. Неужели я опоздала с карточками Домана?" и другие в этом же роде. Меня как-то пугают такие опыты над ребенком. Показывать буквы новорожденному ребенку!? Разве мало интересного в этом возрасте, кроме букв? Методы Домана мне кажутся сомнительными. Успехи Домана и якобы взращенные им Нобелевские лауреаты - это выдумки его самого: конкретных имен не указывается. Да и в иностранных энциклопедиях не нашла я его имени, как ни пыталась. Ни один педагог за границей не слышал его имени. В отличие от имени Марии Монтессори. Садики Монтессори существуют в очень многих странах, и результаты этих методов просто феноменальны.
Я считаю, прежде чем увлекаться какой-то методикой, надо узнать, как потом развиваются эти дети, действительно ли они умнее и способнее других? Если такой информации нет - увольте, мой ребенок - не подопытный кролик, которого, если эксперимент не получился, можно на другого заменить и заново пробовать.

Alex:
Мне вообще кажется, что ранее развитие ребенка - родительская блажь. Только для того, чтобы похвастаться - вот, мол, я какая и ребенок у меня супер. Зачем же так детей напрягать? Только для того, чтобы потом похвастаться??? Мое мнение такое - пусть этими делами занимаются профессиональные педагоги. А я, в свою очередь, дам, что будет в моих силах. Ведь неправильное обучение может и вред принести.

Крыска:
Многие мамы (включая меня, признаюсь) очень рвутся развивать детей из-за собственного комплекса неполноценности (дабы доказать, что они хорошие мамы), который был развит точно таким же отношением их родителей. Такой вот получается замкнутый круг, а его надо прервать во имя душевного равновесия вашего ребенка.

Оля:
У меня тоже самое сильное препятствие- воспоминания детства, как мама и ее подруги детей обсуждали. Прямо казалось, медали как собакам вешать начнут: "Он первый рассказал стишок", "Она помыла полы, хотя совсем крошка"...

ОБЩЕЕ ЗА:

Татьяна:
Нужно! Столько добрых и умных слов уже было сказано в защиту того, что наши мальчики и девочки должны получить от жизни все возможное, в том числе возможность как можно раньше и правильнее реализовать себя. Помощь родителей не состоит в том, чтобы изо дня в день встряхивать перед носом малыша обязательные кубики Зайцева. Главное - помочь высвободить тот внутренний потенциал, с которым рождается каждый ребенок. Это совсем не обязательно способности к раннему чтению. Дети рождаются художниками, музыкантами, спортсменами, финансистами, поэтами, философами и т.д. Поэтому заниматься с ними нужно всем понемногу и наблюдать - к чему больше тянется малыш, что у него лучше получается. Как правило, правда, все дети, с которыми занимаются рано и много, начинают рано сами читать. Даже если вы не ставили это самоцелью. У них формируется совсем другой подход к проблеме, для них чтение - это не урок, это логическое продолжение игры, в которую они играют с родителями. Нельзя бояться того, что вашего ребенка не примут в кругу одноклассников из-за того, что он много читает и много знает. Если у него не складываются отношения с ребятами, то в последнюю очередь нужно искать вину в раннем развитии. Прежде всего, у него может быть просто необщительный характер. И если бы вы не занимались с ним с детства искусством, науками о природе и животных, пением, рисованием и чтением, то неизвестно, насколько более замкнут он был бы к 7 - 8 годам. Мои друзья, зная мое пристрастие к конференциям на НЯНЕ, подшучивают каждый раз, когда Саша что-нибудь особенное сделает: "Налицо раннее развитие!" Не бойтесь раннего развития. Оно не страшное. Это не чужой дядя придет и станет воспитывать вашего малыша, а вы сами. Значит, сможете дать ему то, что считаете полезным для ребенка и в том объеме, который сочтете нужным. Удачи.

Ната:
Оно не просто нужно - необходимо! Но именно развитие, а не обучение. Если ребенок наряду с усвоением "учебного" материала будет активно развивать логику, абстрактное и образное мышление, он будет не "ходячей энциклопедией", а разносторонне развитой личностью, способной увлечь идеей, поделиться интересной информацией с приятелями. С такими детьми интересно, их любят (из наблюдений за своим 4-летним сыном). А комплекса не будет, ведь всегда есть дети, которые что-то умеют делать лучше вашего малыша. А что до Никитиных, то такого уровня развитие должно иметь материальное подкрепление, чего их многодетная семья была лишена. Назвался груздем - полезай в кузов, подбирайте своему ребенку спецшколу, гимназию, домашнее образование и кучу кружков - благо выбор сейчас огромен. Тогда постоянно будет складываться ситуация, когда ребенок чего-то не знает, он не заскучает, не разучится думать, и проблем не будет.

Тамара Вознесенская:
Ничего не поделаешь, каждое время имеет свои стандарты. Боюсь повторить банальную фразу о том, что наш век технического прогресса и т.д. предъявляет к человеку все большие требования по части грамотности и т.д. А ведь методы раннего развития во многом направлены на то, чтобы сэкономить время на быстром освоении существующей школьной программы (и при этом избавить от длительного сидения за партой) для получения дополнительных навыков и знаний, освоения каких-то еще областей знаний, для занятия спортом, да и просто для личной жизни. Вопрос в том, чтобы не переусердствовать, не пытаться вложить в ребенка всех знаний мира. Ведь не даром народная мудрость гласит: знания за плечами не носить.

Катя:
В чем для Вас цель раннего развития? Ну не в гениальности же! А что до мамаш, читающих с пеленок финансовые сводки, развешивающие таблицы Зайцева и буквы с рождения - ну и пусть вешают, читают, если им так нравится. Не пойму я, почему это так раздражает. Как я уже писала, я заниматься стала с ребенком с двух лет, и то - только тем, что ей нравилось и особо не напрягаясь. Но меня совершенно не раздражают мамочки, которые учат, например, читать ползунков, показывают Домановские картинки, читают стихи Пушкина с рождения. Наоборот, их энтузиазм и внимание к ребенку вызывает у меня глубокое уважение. А в сказки про перегрузку мозгов у таких крох я не верю. Сколько может ребенок до года концентрировать внимание? То, что ему надоест, он будет просто пропускать. Пусть мамы занимаются ранним развитием с пеленок, если у них есть силы и желание. И не нужно их за это укорять. Это их личный выбор.

Оля:
Ребенок всегда готов потреблять телевизор, дебильных Телетабиз и разный трах-бах. На этом фоне ему непросто переключиться на книжки. Но это не значит, что ему рано. Может, самое время, может дальше - труднее будет втянуться. Иногда, чтобы во вкус войти, усилие надо приложить, а не хочется.

Мария Д:
Можно работать над ограничением телевизора, а можно над созданием более интересного окружения.

Nata:
С чего Вы взяли, что у детей в 2-3-4 нет интереса, например, к чтению, счету, общим знаниям (изучение окружающего мира)? Да интереса - море! А готовность... все зависит от объяснения. А можно просто рассказывать, объяснять, проводить "опыты", наблюдать, рассматривать картинки, книги, пособия, репродукции, фотографии, журналы. Ходить в музеи, зоопарки, да просто лес-деревня-поле-двор. Да что говорить - мой ребенок везде себе найдет себе интересное: на улице читает номера домов, вывески по буквам, считает машины и рассказывает истории. Да, столько интересных занятий, и не только в игре. Доверьте ребенку "серьезное", взрослое дело, и ему тоже это понравится Одни заботятся о пище и одежде, другие о пище, одежде, развитии и будущем, Мать всегда знает лучше всех, что надо ее ребенку. У меня малыш тоже первый и я тоже хочу дать ему по максимуму, и не для того, чтобы вырастить суперребенка, а для того, чтобы во взрослой жизни ему было легче, было больше знаний, которые он смог бы применить, не было ограничения при выборе профессии или вида деятельности.

Мнения ПРОТИВ обычно отличаются большей эмоциональностью, а мнения ЗА большей взвешенностью и рассудительностью. Поскольку дело развития оказывается близким всем и каждому, участники стараются привести личные примеры. И с их помощью склонить аудиторию в ту или иную сторону. И тут берет вверх авторитет участника.

Яна Савина:
Я сама "дитя" раннего развития. Мало того, что в саду ходила на группу старше, так я еще и книжки им читала, помогала одеваться и прочее, В школе тоже самое. Училась лучше всех. Все давалось очень легко. Но в общении.... была большая проблема. У меня не было постоянных друзей: никто не хотел со мной дружить.. я очень сильно переживала из-за этого.. И в 8-ом классе стала изучать психологию. И только к концу 10-го поняла, что меня "не любят" из-за моей "заумности"! Резко изменила свой стиль общения. Сейчас у меня нет проблем. Теперь у меня много друзей! Люди приходят ко мне за советами!! В общем, моя проблем решилась, НО ОНА СТОИЛА МНЕ 10 лет мучений в школе. Хорошо, я такая сознательная и самостоятельная оказалась, а другой ребенок может замкнутся в себе и так и остаться "ботаником".

Тамара Вознесенская:
Моей дочке (1г 10 м) интересно все новое и необычное. Она стремится во всем подражать взрослым и проявлять свою самостоятельность. Ей очень нравится, когда у нее что-то получается "как у большой". Она заворожено слушает книги и все пытается понять, как это взрослые из этих закорючек извлекают столько интересного. А иногда она забирает книгу из моих рук, говорит "сама" и начинает "читать": что-то бормотать, глядя в книгу. Мне ее учить, или ждать пока она сама разберется в премудрости чтения? Но ведь в школе УЧАТ. А ведь если бы я ей не показывала книгу, и она не знала бы о существовании такого явления как чтение, у нее бы и не возникло желание читать (сначала подражать читающим взрослым). Мы сами (и весь окружающий мир) влияем на уровень подготовки сознания ребенка к чему-либо.

Татьяна:
Могу сказать одно - я бесконечно благодарна родителям за то, что рано стали со мной заниматься! Всю свою жизнь я тянусь к знаниям, а они тянутся ко мне. В школе мне было очень легко учиться. Те, кто говорит о скуке на занятиях для рано развивающихся детей, по-моему слегка преувеличивают. Скучно было двоечникам, которые ничего не понимали в том, что говорит учитель! Если всё понимаешь - не заскучаешь. Зато всегда оставалось время на занятия в различных кружках - ведь на приготовление уроков уходило очень мало времени. А я некоторые предметы вообще не учила дома, такие как география, ботаника, литература. Загляну в учебник - это я знаю, закрываю. В институте на третьем курсе родила своего первенца и, не уходя в декретный отпуск, окончила учёбу с красным дипломом. До сих пор любовь к знаниям служит мне верную службу. Когда пришлось круто изменить свою судьбу: место жительства, семейное положение, работу, я неожиданно нашла себя совсем на ином поприще, быстро освоила новое для себя занятие, быстро продвинулась по служебной лестнице. Спасибо за всё это родителям!
Мой старший сын начал учиться читать в два года. Не по Зайцеву, а со мной, самоучкой. В 2г 10мес он уверенно читал всевозможные сочетания букв, но до слов целиком не дотянул. С рождением второго сына наши занятия приостановились, но через год он сам стал читать очень быстро и правильно. В шесть лет Саша самостоятельно прочёл подарочное издание "Библия для детей" (160 страниц), написанную к тому же с Ъ и Ять. Сейчас ему 14 лет. Прочитанные им книги могут составить три огромных книжных шкафа (у нас дома два - в них он все книги перечитал, да ещё у друзей берёт и в библиотеке). Общаться с ним лично мне невероятно интересно - на равных. В компьютерах он разбирается намного больше меня, два года подряд летом подрабатывает на нашей фирме продавцом-консультантом по бытовой технике. За любую работу берётся, не выказывая ни грамма неудовольствия, потому что всё ему легко даётся. А вот с младшим сыном у нас другая ситуация. Я очень рано вышла на работу, ему был 1 год и 5 месяцев. Вечерами приходилось задерживаться, чтобы больше заработать. И заниматься с ребёнком по полной программе я не могла. Мои родители помогали, конечно, много, но это было уже не то. Читать он начал только в 6 лет, до сих пор читает только то, что нужно по программе и ни на шаг в сторону. Математику, правда, знает хорошо. Уравнения и задачи решал с первого класса отлично. Учится в целом хорошо, но мне этого мало, корю себя за то, что было упущено в детстве. Ведь смысл ранних занятий не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы приучить ребёнка эти знания с удовольствием получать всю жизнь.
Один из самых спорных моментов - раннее обучение ЧТЕНИЮ. Сейчас многие занимаются по кубикам Зайцева. Они становятся все более популярными, отодвигая на задний план прочие методики обучения чтения. Но оказалось, что не все так гладко, как кажется со стороны. Так, психологи забили тревогу: до 3 лет лучше для самого ребенка не учить абстрактным понятиям, так как их освоение происходит за счет уменьшения образного мышления. Отношение же к "волшебным" кубикам далеко не однозначное.

Ольга Павлова:
Почему бы среди картинок не показать буквы, они так же отпечатаются в мозгу, как например, изображения животных (волка обычно маленький ребенок не видел в глаза, но воспринимает его на картинке, просто так, ни для чего). Это же тоже расширит картину мира и ребенок начнет понимать: зачем это мама с папой с интересом смотрят в книжки, где ни одной нормальной картинки, а только закорючки - буквы? Читать до трех лет... Когда ребенок будет готов, он зачитает. А как определить, когда не рано? Все дети разные, одному в два года поздновато, другому и в шесть рановато.Развиваются все НОРМАЛЬНЫЕ дети по-разному, и к каждому нужен свой подход. Если ребенок готов читать - пусть читает. Но если ему интересно ТВОРИТЬ слова из складовых кубиков или из простых или из букв написанных на корточках или просто рисовать буквы на бумаге - почему бы нет? Почему бы сразу, в процессе, не объяснить ему, как правильно пишутся любимые слова? По-моему, "сравнительный подход и наблюдательность" развиваются от этого как нельзя лучше. Чтение пробуждает мышление, запускает этот механизм. Услышанное незнакомое слово чаще всего или проходит мимо или просто повторяется попугайским способом, а прочитанное - заставляет задуматься, узнать смысл, запомнить. Чтение расширяет словарный запас.

Тамара Вознесенская:
Я где-то читала, что у ребенка, начавшего читать рано, может затормозится (или плохо развиться) чувственное восприятие мира. Там приводился пример, как маленький ребенок восхищается красивым цветком, а его "начитанный" сверстник спрашивает: "Мама, а в таком цветке жила Дюймовочка?" Но это скорее вопрос "вкладывания в ребенка информации", что можно делать не только с помощью раннего чтения.

Алена:
Методика запоминания слогов по Зайцеву очень уж напоминает запоминание иероглифов. Гораздо проще в 4-5 лет выучить всего 32 буквы и научить ребенка оперировать ими, чем забивать голову сотнями буквосочетаний. А освободившееся время посвятить лепке, рисованию, роликам и всему остальному обще развивающему и облегчающему в дальнейшем обучение. Естественно, это мое личное мнение и поклонников этой методики прошу меня извинить

Елена:
Прочитав кучу литературы и имея кой какой собственный опыт, ДЛЯ СЕБЯ решила
1) учить читать ребенка раньше 3-х лет не стоит, т.к. это не безвредно для психики, не является потребностью для ребенка, а остается абстрактной суммой знаний.
2)целесообразно научить читать ребенка в возрасте 4,5-5,5 лет, в таком случае к школе ребенок будет иметь хороший навык. Это поможет ему не уставать в школе, освободит от других школьных проблем.
3)Методы существенного значения не имеют, главное чтобы вашему ребенку было интересно и весело. Я бы отдала предпочтение любым видам складового чтения.

Kenga :
Лично мне при занятиях по Доману не понравилось: в русском языке невозможно из карточек составлять словосочетания, падежи и рода не позволяют, а писать одно слово во всех падежах и родах - это извините... Читать же только слова надоело очень быстро. Математика не пошла категорически... А все остальное - биология, география замечательно изучались по атласам, и мне кажется, при изучении чего угодно по книгам значительно нагляднее видна взаимосвязь, зависимость одного от другого, когда речь идет не просто о битах знаний с разной степенью детализации, а о более крупных объемах, что ли. Моим детям было значительно интереснее узнать, грубо говоря, что эта птица называется воробей, питается вот этим и этим, живет там-то и там-то, в теплые страны не летает и т.д., чем сначала узнать сто птиц, потом сто видов злаков, потом сто стран и климатических поясов, а потом связывать все это воедино, возвращаясь к воробью. Я пишу немного упрощенно, но мне кажется, не так важно количество информации, а ее взаимосвязь, понимание влияния одного на другое...

Катя:
Я всей душой за раннее развитие логики и творческих способностей, но против чересчур раннего чтения. Конечно, если мамы уверены, что они смогут совладать с ребенком, для которого книга станет наркотиком - ради Бога. А если нет? Все-таки в дошкольном возрасте подавляющую часть времени нужно посвятить ситуационным играм, творчеству, общению (в т.ч. умной беседе с взрослым, во время которой ребенок учится задавать вопросы и искать на них ответ). А книга ведь - не собеседник! Это чье-то навязанное, безвариантное мнение. Господи, как мне, бывшему вундеркинду, было тяжело первые годы со сверстниками... Причем меня не обижали и, как потом выяснилось, уважали - но я вела себя как "книжный ребенок", что в жизни кажется порой странноватым. А училась бы не в английской школе, а в простой - может быть, и заклевали бы.

Светлана:
Почему-то необходимость физического совершенствования не вызывает сомнений, в отличие от умственного. А книжными червями дети вырастают как раз потому, что родители поленились и развивали однобоко. Это же так удобно - ребенок читает, головоломки собирает, не носится бессмысленно по двору. Все, кажется, можно предоставить его себе. Но ведь чем совершеннее умственное развитие ребенка, тем критичнее к нему могут относиться сверстники - значит, надо искать способ решения проблемы (кто не хочет, как говорится, ищет причины). Давайте заниматься спортом, гулять с детьми и их друзьями. Не хотим, чтобы детей обижали в классе - будем искать хорошие школы и садики, где знания и умения - это ценность, это представление прививается как в школе, так и дома. Почему излишняя уверенность в себе пугает больше, чем неуверенность? Сколько неуверенных людей потерпели крах! Надо сталкивать детей с задачами и учить побеждать и отступать (если нужно).

O'Merry:
Вижу это на опыте "себя любимой" и собственной дочки. Меня бабуля-педагог в четыре с половиной года научила читать и была счастлива, что чтение заменило мне в жизни все остальное. Мои школьные проблемы были именно из области адаптации: я была толстая, рыхлая и неуклюжая, лежала с книжкой на диване и жевала бутерброды, не умела ни бегать, ни прыгать, ни даже играть в классики! А моя дочь - полная мне противоположность. Тощая, мускулистая, ловкая, подвижная, настоящая мартышка! Помня о своем печальном детском опыте, я ее "не нагружала" в свое время. И перегнула палку в другую стороны - она в принципе не читает, любым занятиям предпочитает беготню, гимнастику, прыжки и т.п. Теперь я уже боюсь плодов своей деятельности в том смысле, что она не хочет прилагать умственных усилий и предпочитает получать удовольствие от "мышечной радости". Так что тонкий баланс просто необходим!

Все участники сходятся на том, что развивать ребенка нужно по разным направлениям, ведь именно такой подход позволит быстрее вырастить полноценную личность. В обучении каждый родитель выбирает некий симбиоз разнообразных методик и подстраивает их под себя. Оглядываясь назад, спрашивает себя, что он достиг и что хочет достичь.

Марфута:
Я согласна, что мама должна выработать некий симбиоз методик, который будет устраивать в первую очередь ее, потому что мамино отношение к занятиям, ее радостная и спокойная уверенность определяет успех занятий, по какой бы методике они не проходили.
Я знаю детей, которые не научились читать ни по Доману, ни по Зайцеву, ни по кому-нибудь другому. Не берусь анализировать - почему. Но я знаю и детей (немало), которые уже запросто читают в свои 3-4 года, усвоили 60% школьной программы и прекрасно при этом себя чувствуют. Они остаются тем не менее нормальными детьми: и побеситься не прочь, и поканючить, и поскандалить - все как у всех.
Я довольно часто позволяю нам "выходные дни" - вообще никаких занятий, или очень мало. Мы же живые люди: и просто погулять хочется, и в гости сходить, и в бассейне поплавать, или приболеем и пребываем в плохом настроении. Главное в обучении - непринужденность и ненавязчивость (по крайней мере, пока ребенок маленький).

Nata:
Буквы и цифры - это еще не все. Меня, например, больше увлекает развитие памяти, логики, внимания, разговорного запаса и физическое развитие. А что до времени и возможностей: ну, поймите, нет одной "полной программы". Каждая мама и ее ребенок сами выбирают под себя. Я не переживаю, что мы не читаем и не вычитаем, что занимаюсь совсем чуть-чуть и когда есть время. Это не соцсоревнование среди мам. А профессионалы - есть разные мнения на это счет. Первый вопрос: финансовый, второй: наличие этих самых специалистов, третий: время и возможности мамы, а четвертое: сможет ли ребенок учиться не у мамы, а у педагога. Я водила ребенка в нашу школу по зайцевской методике и видела, что многие дети лучше понимают и принимают участие, когда им объясняют не профессиональные педагоги, а мамы. Но все же опыта и знаний у профессионалов гораздо больше. С тем, что неправильное обучение может принести вред трудно спорить. Но гарантию, что например, в том же садике или школе его научат правильно, вам никто не даст.

Ритик:
Нужно развивать в первую очередь сенсорное восприятие мира, тактильные ощущения, постановку речи (связной), и лишь потом - читать-писать. Ребёнку лет до 3-4-х очень нужен непосредственный контакт с родителями, познание окружающего мира вместе с ними, учиться понимать чувства другого человека, считаться с ними, уважать себя и окружающих его людей. Нам нужно учиться видеть мир глазами ребёнка, открывать его заново. Это же так ИНТЕРЕСНО!!! Потому что часто бывает - ребёнок научился читать и считать - и "уходит в себя", его начинает занимать только это. Всему своё время. Нельзя лишать ребёнка детства. Непонимание окружающих родственников и знакомых огорчает. После разговоров с близкими людьми о том, что "раннее" не нужно, родитель вновь начинает сомневаться в правильности своего решения в подходе к воспитанию и развитию ребенка.

Наталия Андреева:
Были мы тут недавно в гостях. Зашла речь о развитии деток, и нас с мужем просто подняли на смех, когда мы сказали, что занимаемся развитием своей дочки. Нам было сказано, что до 4 лет ребенок должен быть предоставлен только себе и заниматься им не надо совсем. Самое главное любить ребенка, а все остальное не важно, а весь тот бред чем мы занимаемся только оттого, что ребенок первый и "зачатый умом"(это было сказано мне в ответ, т. к. я сказала, что мы ребенка заводили осознанно и поэтому дать ему хотим по максимуму. )Тут же вспомнили и статью в МК про Никитиных. В итоге у меня настроение испортилось

Анна Шашкова:
Ни в коем случае не переживайте! Я тоже ставила перед собой вопрос - как лучше? "Пичкать ребенка знаниями" или пустить на самотек? И вот теперь мы занимаемся дома, ездим в школу раннего развития, учимся читать по Зайцеву и очень много другого. Так вот, это доставляет удовольствие мне, это доставляет громадное удовольствие ребенку (когда я говорю ему: "пойдем читать буковки", он бросает все и бежит!!!). Это что-нибудь да значит. И мне глубоко наплевать что думают по этому поводу окружающие. Я стараюсь общаться с теми, кто поддерживает меня. Подумайте, чем еще Вы можете заниматься с ребенком, как не этими играми? Целый день машинки катать? Пусть даже ребенок не вырастет суперменом, что Вы будете вспоминать о его детстве? Ваши игры, его успехи. Может быть это и будет поддерживать его уверенность в будущем: если ты в годик уже знал 10 геометрических фигур, значит и высшая математика будет для тебя семечками. А еще, подумайте, Ваш ребенок спросит: "Мама, какой я был маленький?". А Вы ему с гордостью расскажете как он научился читать, рисовать, складывал кубики в слова и все-все остальное. Поверьте, это запомнится лучше, чем сопровождение ребенка по системе: "А, что с ним заниматься, вырастет, там научат"
Хорошей традицией на конференции по раннему развитию стало рассказывать о своих достижениях. Конечно, человеку, попавшему на конференцию впервые, может показаться, что участники хвастаются. Вовсе нет. Они просто делятся своими успехами и рассказывают, как именно они добились таких результатов. Любой прочитавший личный рассказ может попробовать повторить успех сам.
Однако есть и "обратные" сообщения на тему "что не пошло и почему?" Мы знаем, что все дети разные. Оценивать их возможности и учить по одной и той же программе было бы ошибочно, - считают участники дискуссий. Есть дети, которые ни смотря на все старания родителей, не интересуются чтением и математикой, зато увлекаются рисунком и постройками. Настаивать на своем не стоит. Лучше подождать того момента, когда ребенок сам подойдет к определенной черте, проявит интерес. И кстати, многие, и сторонники, а особенно противники раннего развития против насильного обучения, а не против раннего вообще.

Мария Д:
Я против того, чтобы рано учить, но не против того, чтобы рано учиться. Есть разница, кто инициатор, как учитываются вкусы ребенка. Если ребенок "контролирует процесс" (хотя бы пассивно - согласием и несогласием), а родители только помогают, то это, по-моему, хорошо. Вот я пробовала много всего с нашей малышкой, и она мне очень определенно указывала, сразу после рождения и потом конечно, что ей нравится, а что нет. Я купила несколько подержанных энциклопедий очень дешево, и развешивала картинки из них. Так если новые повешу, малышка просто визжала от восторга! Один раз (ей месяцев восемь было) я стала говорить мужу, что надо новые картинки повесить, а малышка услышала ключевые слова и бросилась к тому месту, где картинки висели - ничего нового не нашла и так расстроилась! А математика (нашей собственной методики Natural Math) была самым лучшим способом ее успокоить. А вот чтение "связного текста" не идет почти никогда - ну и не надо, я стихи на прогулке наизусть ей рассказываю. Если бы мы нашей дочке иногда животных не показывали, она бы их и не знала, и, мне кажется, у нее меньше бы радости в жизни было. Не из-за отсутствия знаний, а просто эти знания были приобретены в очень интересных играх и путешествиях, которые основывались на интересах ребенка, но и поднимали эти интересы на более высокий уровень А многие из тех вещей, которые мы ей показываем, ее не интересуют, и все - так что приходится показывать много, чтобы она могла выбрать.

Marie:
Я знаете как делала - просто смотрела за дочкой - что ей в данный момент интересно, к чему её тянет, и старалась организовать игру именно в этом месте. Ведь в сущности любой предмет можно превратить в развивающую игрушку, а не только банальную пирамидку. Мне кажется, что мы не можем ЗАСТАВИТЬ детей что-то делать (вернее, можем, да только это такими проблемами чревато...), мы только можем им помочь освоиться в этом мире, научить чему-то, но импульс должен исходить от них, деток. Наша задача - это увидеть, и заинтересовать малыша.

Nata
Это же очевидно! Вы пробовали заставлять что-нибудь делать ребенка, когда он не хочет? Усаживать на горшок, кормить кашей... Если у ребенка нет интереса, он просто не будет этим заниматься. Мой ребенок, например, до 2-х лет вообще не любил книги. Когда я пыталась прочитать хоть строчку из четверостишия Барто, ребенок разворачивался и уходил или кричал. Не представляю, как можно было ему читать насильно! Ребенок сам, как индикатор, показывает, что ему интересно и чем хочется заняться.

Наташа В:
Хороша ложка к обеду. Я совершенно согласна, что есть дети которые проявляют интерес к буквам, цифрам и т. п. в раннем возрасте. Однако не нужно утверждать, что нету и таких, которым это не интересно до более старшего возраста. Я специально сделала акцент на факте, что все дети разные, и Вы родители должны видеть когда у Вашего ребенка появится интерес к тому или иному занятию. Это может быть в 2-3-4 года, а может в 5-6-7.

Ольга Павлова:
Надо пытаться давать ребенку по максимуму того, что можем дать - он сам выберет нужное. Именно давать, а не давить. А насильно он ничего и не воспримет.
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются все развитые дети, особенно те из них, которые явно опережают своих сверстников - это проблема общения и коллектива. Именно озадачившись этим вопросом, многие родители "отступают" от принятого решения "развивать и развивать". Оглядываясь на окружающих, немного "подгоняют" ребенка (для его же блага) под среднестатического.

Наташа Алексеева:
В конечном итоге все родители хотят видеть своих детей прежде всего счастливыми, а уже потом умными, образованными... Не формируется ли у детей, которые научились читать в год-два, в старшем детсадовском возрасте комплекс "Я лучше всех"?

Ирина:
Раннее развитие часто понимают как развитие интеллекта, моторики и т.д. Я бы сделала акцент на развитии социальных навыков. Тем более, что сейчас все больше ученых обращаются к проблеме обучения детей в школе не предмету(ам), а взаимодействию с помощью этих предметов. Очень много проблем в обществе не от того, что дети не знают математику, а от того, что не могут обслужить себя сами и найти выход из неоднозначной ситуации, теряются в обычной жизни (курс ОБЖ себя не оправдал). Сейчас в школах появились даже надпредметные метапрограммы яркой социальной направленности, интегрирующие сведения из разных областей для успешной социализации детей в обществе. Есть даже такое понятие - "функциональная грамотность", т.е. способность решать бытовые проблемы. Сами по себе энциклопедические знания ничего не значат, а раннее развитие не всегда дает положительный старт на будущее. Более того, нежелание учиться часто и вызвано скукой ребенка, которому не хватает усидчивости - не привык.

Тамара Вознесенская:
Вариант "не отдавать в школу" мне кажется недопустимым, т.к. школа это не только получение знаний по предметам, это огромная, яркая часть жизни человека, как правило, вспоминаемая потом с теплом и любовью. Сколько верных друзей на все жизнь выходят со школьной скамьи. Кроме школы знаний это еще и школа жизни. Отдать не в первый, а в n-й класс? Но ведь в этом возрасте разница даже в 1 год большая. Не уверена, что малышу будет комфортно со старшими. Хотелось бы по этому вопросу услышать мнение детского психолога. Газеты не раз рассказывали нам печальные истории о не сложившихся жизнях вундеркиндов. В чем причина? Вопрос тоже к психологам.

Ольга Борисова
Но ведь тогда получается, что мы своих детей, таких разных, таких одаренных, просто подгоняем под шаблоны и стандарты, готовим к жизни в системе, которая нам самим не нравится. Хорошо ли это? Может, стоит постепенно менять ситуацию, т.е. менять будущее своих детей? Подыскивать подходящую по уровню развития школу, например. Ведь если будет спрос на хорошие развивающие учебные заведения, то они постепенно начнут появляться. Мне кажется, что именно наша с Вами позиция (смириться или менять что-то) поможет сдвинуть все с мертвой точки. Или я идеализирую ситуацию?
Каждый родитель решает эти сомнения для себя сам. Пока за кадром остаются другие вопросы. Среди часто встречающихся такие, как: - Что делать с ребенком, который к школьному возрасту знает все, что проходят в первом классе, а то и намного больше? - Не будет ли ему скучно, и не потеряет ли он интерес к учебе, что может в дальнейшем привести и к отставанию? - Не станет ли он зазнайкой, видя, что все это давно знает? Не приведет ли большой объем накопленной информации к психологической усталости к школьному возрасту?
Немного жаль, что идея о создании своей школы для развитых и одаренных идей, трудно осуществима. Надо признаться, что мы крайне мало мы знаем о выпавших на долю одаренных детей и их родителей сложностях, о тех, кто учился экстернатом. Желание объединить накопленный опыт и усилия по своей сути благородны. Его изъявляют, как мамы малышей, так и родители уже взрослых сыновей и дочерей. От души хочется пожелать им удачи! Если и не получается создать свой коллектив, свою школу, то можно уже сегодня использовать полученный опыт. В конце концов, пересмотреть свое, может быть, предвзятое отношение к раннему развитию. Вдруг именно для вас оно окажется как раз своевременным? В любом случае, методики раннего развития можно рассматривать и как отдельные упражнения на развитие зрительной памяти, дикторского искусства, сенсорного восприятия и прочего. А это хороший залог для будущего. Это ведь как назвать. А раннее это ли не раннее - уж решать вам.

Михаил Федотов (Санкт-Петербург)

Что такое "раннее развитие". Как мы занимаемся с детьми.

Это прежде всего неправильный термин. Энтузиасты "раннего развития" могут спорить часами и часто это для разных родителей значит разное. Поэтому назовём только один из вариантов понятия. Прежде всего нужно вспомнить выражение, что "вся рота идёт не в ногу, один я иду в ногу". Если вы не согласны с возможной правотой говорящего солдата правдоискателя, то лучше вам не затрудняться и не тратить своё время. Мы же поверили, что система педагогики, которая самоуверенно шагает по планете, делает главную принципиальную ошибку - ребенок поздно и неправильно учится читать. Чаще всего он начинает учиться читать в период, когда закончился рост головного мозга и ребенок в состоянии ценой громадных усилий воспринять десятую часть того, что одним-двумя годами раньше он бы воспринял с предельной лёгкостью. Вот если выбрать одну проблему, которая может посеять в вашем сознание сомнение в правильности официальной педагогической системы, я бы выбрал эту ситуацию с чтением. На самом деле это , конечно, одна из множества равных проблем, можно еще сказать, что дети, начавшие рано правильно читать, поражают своими способностями- умом ,памятью, творческой жилкой. Можно сказать, что раннее физическое развитие - тоже является предметом нашего внимания, но опять мешающее слово "раннее". Мы привыкли к этому термину, но на самом деле, конечно же, не раннему, а только "своевременному". Но в мире принята ложная норма, учёба в школе становится наказанием , а не счастьем, здоровье школьников от поколения к поколению катастрофически ухудшается. Страна лишается колоссальной интеллектуальной мощи многих миллионов молодых людей, армия лишается здоровых призывников, а современная школа продолжает считать эту картину единственной нормой. Так знайте, что есть и другие нормы. В решении этих проблем мы на десятки лет отстаём от стран Запада. Именно это отставание отличает развитые страны от стран третьего мира.

Где наш интерес?
Сначала мы вырабатываем теорию, что может быть - только по Доману, потом - по Зайцеву Потом мы начинаем экспериментировать - можно ли добиться того же хоккеем, музыкой, чем-то третьим.
К чему мы приходим?
Что главное все-таки это обстановка творческой лаборатории.

Мы сами прошли много разных этапов исписывания стен кухни, дверей, лестниц. В лифте под, покровом ночи, мы клеили переводные картинки и писали приличные слова, как дворовые хулиганы.
Всё это принесло очень рассеянный эффект, с точностью до "не принесло никакого".
Чем мы занимаемся теперь?
Используем базовый Зайцевский принцип таблиц. Используем базовый принцип Домана информации подающейся цепочкой. Пытаемся придумать главные таблицы комплексной подачи информации (принцип Шаталова), которые будут опорной точкой будут работать и расширяться много лет, будут стержнем в представлении ребенка о мире.

В Москве издаётся пятитомник Глена Домана. Для нас это одновременно и счастливое и трагическое событие. Счастливое потому ,что Доман - это наш кумир, он наш родоначальник как Ной. Он прибыл к нам на ковчеге после абсолютного педагогического потопа (в смысле несостоятельности современной педагогики) с десятками одаренных детей, может быть даже с сотнями или с миллионами, мы верим ему на слово. Главное, что это принципиально возможно. Но теперь, соединившись с Доманом духовно, главное- это с ним размежеваться. Отойти от его идей практически во всём, кроме работы с детьми до года и кроме работы с больными детьми, в чем у нас, признаемся, нет опыта.

Доман невыполним на планете, которая называется Россией. Это для других планет, для США, Японии, Канады, но уже (читайте литературу) для французов система Домана оказывается невыносимо трудоёмкой. Мы же ставим основную задачу- сделать своих детей гармонично развитыми, наделить их громадным творческим потенциалом, приучить их с удовольствием самостоятельно заниматься, сделать их классными спортсменами, потратив на это минимум времени.

Мы хотим изобрести вечный двигатель, (существуют последние проверенные данные, что это возможно). Мы хотим приобрести на грош "пятаков". Коэффициент полезного действия паровоза, по утверждению учебников физики, равен 4-4,5%, вот такая эффективность занятий нас не устраивает. Мы разрабатываем простые принципы, в соответствии с которыми получасовых занятий с ребенком в день оказывается предостаточным для того ,чтобы к семи годам он был подготовлен как пятиклассник. Гениальный педагог Гленн Доман предлагает матери провести с ребенком сорок-пятьдесят одно-двухминутных занятий в день. Дело даже не в том, что ни одной работающей матери это не под силу. Нам не под силу прежде всего изготовление учебных пособий! Ведь Доман требует бесконечной череды новых карточек с информацией. Мы идем другим путём, мы считаем что в этом калейдоскопе нет необходимости. Доман разрабатывает сложнейшую систему, но он же защищает и саму идею. Заключается она в том, что учить ребенка нужно пока растет головной мозг, после этого эффективность занятий падает в сто раз. Мы остаемся в рамках идеи и только ищем самые экономные способы занятий.

Один из них - самодельная географическая карта в ...туалете.
Почему такое прозаическое место?
В принципе, если вы живете на 16 ом этаже, то с таким же успехом можно делать эту карту в лифте,но разрешение на это вам никогда не добиться. А ведь у нас гигантские резервы для самообразования.10 минут ежедневно, перемножьте на много дней, месяцев, лет.
Левая стена - Америки, дверь перед вами - Европа и Африка, правая стена -Восток. Дверные проёмы являются продолжением карты. Почему самодельная?. Потому что вам не нужно сохранять настоящие масштабы, Объем Европы в образовании намного выше чем других континентов. Почему самодельная? Потому что повесив три куска рифленых обоев, вы можете рисовать свой мир по пять минут в день, постепенно прорисовывая моря океаны и континенты. Но уже с сегодняшнего дня ваша карта может начинать работать. Мы чертим свою карту уже три недели.Вчера в Западном полушарии повешены два острова в Карибском море и повешены фразы-"это Остров сокровищ, где Джим Гокинс высадился с пиратами. Это Необитаемый остров Робинзона."
Ламинирование карты даёт возможность иметь базовую географическую картину, на которую временно прикрепляются отдельные страны, города, картины, виды рельефов и рек. Очень удобно.
Хорошо бы иметь в квартире стенку -"отстойник", где еще некоторое время повисят картины и фотографии которые вывешивались на карту.
Мы часто вклеиваем фотографии наших детей в самые неожиданные африканские или приключенческие фоторепортажи, чтобы они чувствовали себя участниками далёких событий.
Сегодня появилась информация о Гаскони,где родилось несколько героев Трех мушкетеров, и помечены места путешествий самого читателя. Железнодорожные и авиа маршруты сделаны красной нитью,укреплены кнопками, по нитке летает бумажный самолетик.Это Литва, в которой живут наши родственники. Помечен железнодорожный маршрут. Это Швеция и Стокгольм, где живет Карлссон. Постепенно моря и океаны обрастают животными и птицами. Большие фотографии городов висят на стенах над картой, их можно менять. Часть фотографий может клеиться одна на другую, или одним краем, чтобы их можно было отгибать. К географической карте можно последовательно пристёгивать книги и фильмы, информацию по биологии и зоологии, начинайте делить окружность на градусы и вы привязываете математику, торопиться некуда- важно, чтобы информация относилась к базовой и была подана красиво и интересно. Конечно, большую карту можно создавать возле кровати ребенка или у обеденного стола, но этой сосредоточенности, одиночества, самостоятельного наблюдения в менее прозаических местах поди попробуй добейся. За год вы повесите сотни фраз, которые будут регулярно прочитываться. Они могут печататься на машинке и компьютере, рисоваться от руки. Через год и два можно переходить к физической географии, к химической географии,к поэтической географии, к военной географии,(где же ,кстати,этот островок, где сидел Наполеон), или освещать театр морских сражений любого периода.
Слушайте, да мы сами, наконец, прилично выучим географию!



Hosted by uCoz