Владимир Нечаев (Санкт-Петербург).
Мы в родительском клубе разговаривали по-английски с детишками в самом нежном возрасте - 4-5-6 мес. и дальше... Существенный момент: если ставить цель научить ребенка иностранному, а не "побаловаться" (что тоже ведь очень занимательно и приятно: едешь с маленькой грудной дочкой в метро и беседуешь с ней по-английски - народ место уступает мгновенно!), ТО ОДИН ИЗ РОДИТЕЛЕЙ должен говорить по-английски с ребенком, а другой - по-русски. Смешение ведет к разориентировке малыша.
Мы не занимались СПЕЦИАЛЬНО - как и все в основном в нашей организации жизни с детьми. Мы очень естественно делали многие вещи "по-английски" - вот и все. Наш английский был не нулевым, но и сейчас далек от настоящего знания (хотя, говорим без проблем, а главное, комплексов). Тут скорее игра и увлеченность, веселость... может быть. Сажаешь ребенка на горшок и говоришь так (скромно): "Would You like to urinate?" - Ну и конечно: "Please, honey, try! ... Oh, splendid! Wonderful girl!".... Скорее всего здесь важен азарт и эмоции. - А чему можно научить ребенка такого возраста прагматичным академизмом? Все естественно, когда вспоминаешь, как изучал родной язык. А гениальность детей по "усвоению материала" очевидна.
"Стерто многими веками (то, что в бой его вело)..." - ЭТО было в 8 месяцев: я "вешал" Ольгу в на поручень вагона метро - публику вокруг это шокировало, удивляло - разные мнения слышались (НЕСТАНДАРТ-ТО налицо!).... И она так висела надо мной, а я сидел на сиденье, - "отдыхал". У меня и у самого екало сердце, но я выдерживал паузу, а Ольга висела и висела! "Повесили - и вишу!" Терпенье "лопалось" и у меня: "Jump down, honey!", и ловил летящую дочку. Конечно, подхватывал довольно высоко... ("летящая" - довольно ГРОМКО получилось, но поэтично..... и по-садистски).
Конечно, совершенно неисследованным оказался момент изменения психологии личности, мимики и т.п. у ребенка вследствие использования некоей "чуждой" языковой системы (но свою-то мы не "замалчивали"!). Рецидивы "нашей" СМЕШАННОЙ СИСТЕМЫ были Ольгины фразы типа: "Я нет хочу!" (Не хочу). Но Это бесследно ушло.
Мы год радостно пожинали плоды обучения нашей "англичанки"-доченьки с 2,5 лет и до 3,5 - а потом перешли на русский ТОЛЬКО, т.к. окружающий народ - дети в основном рассматривают ТАКОГО ребенка, как диковинку, ну и контакта живого и полноценного не получается. НО! Мы имеем прецедент изучения и говорения НА ДРУГОМ языке - ОДНО это знание о себе УЖЕ дает свободу ребенку, освобождает от некоторых известных комплексов при вхождении в новые системы. Но незабываемо, конечно, это младенческое Олино раненько утром из постели: "Daddy, milk! Sweet and hot!"
Язык - не главное, убежден в этом. Главное, на мой взгляд, эмоциональный настрой, интерес, естественное проявление личности (радость наблюдения этой естественности)... и, повторюсь, нынешнее знание Ольги, что вот "когда она была маленькой" она говорила по-английски.... Вот такой "урок английского" получился.
Насчет занятий по одной минуте. Я думаю, что пользы от них не много, но важно не это. Важно, что у родителей есть идея - это важнее всех "польз". (А вот и слово выучивается само собой - pawls - собачки (тех.), шпингалеты, предохранители (не путать с FUSE)). А вообще - было бы интересно ребенку и как всегда: критерием всего будет результат - пусть и по минуте... (Кстати, минута это не так и мало! А если их еще и наплюсовать за многие-то дни!!! Говорят, наверное, в этих случаях - "Капля камень точит!"
Что отбивает у детей любовь к иностранным языкам, заинтересованность в них: - использование русских слов в объяснении иностранных, - ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ - взамен НУЖНОСТИ... и еще какие-то подобного рода пункты могли бы быть, но замолкаю, опасаясь шквала критики от несогласной публики - мы-то все разные!
И последняя мысль в "опусе": богаче должен быть родной язык вокруг ребенка! И этот словарный запас окажет неимоверно большую пользу для психического развития, чем "знание иностранного" - все-таки идет формирование эмоциональной сферы человека. - Будь мы в Африке и общайся с африканцами - необходимо было бы впитать язык окружения. А это легко потом входит, когда есть свобода восприятия - В младенчестве Ольга два или три раза была в Польше, потом в 3 года играла периодически в песочнице с американскими детьми, а в 5 и 7 лет бывала в Швеции - и по моим наблюдениям совершенно не комплексовала, а наоборот, без напряжения "ловила" слова и фразы - И это очень естественно! т.е. - не в языке суть!
Ольга Павлова (Москва)
О школе "Саманта". Это школа дополнительного образования. Находится она в помещении школы N 121 г.Москвы .Занятия для детей от 3,5 до 17 лет. В "Саманте" преподают носители языка - англичане и американцы. Занятия - две пары (2 х 1,5 часа) в неделю. Возят детей со всех концов Москвы. Некоторые по полтора часа добираются. Преподаватели разговаривают с детьми только по-английски. 30 минут в неделю уделяется занятиям в видеоклассе, смотрят английский или американский видеофильм, обсуждают его и выполняют задание по нему. 15 минут от занятия уделяется музыке, что является элементом методики. Каждый раз учат новые песни. Празднуют все английские и американские праздники - Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина и др. Конечно, те, кто несколько лет занимаются, говорят совершенно свободно..
Малыши в конце первого года обучения начинают читать и писать по-английски, говорить и понимать английскую речь. А взрослые сдают серьезные экзамены международного уровня (экзамен Британского института Питманн).
Михаил Федотов (Санкт-Петербург).
Как выучить иностранный язык, занимаясь по 1 минуте в день? Возьмите детскую сказку на южноамериканском языке, выучите её с переводом и хорошим произношением и давайте ребенку по минуте в день и посмотрите через сколько он ей выучит наизусть. Думаю, что через три месяца. Но истратьте еще полгода чтобы он её уже никогда в жизни не забыл и считайте, что бразильский диалект португальского у вас пожизненно в кармане. Я был в лаборатории языков, по названию СТРАНА ИЗРАИЛЬ, где все минимум с пятью языками и там можно делать любые срезы- это мой вывод из пятнадцатилетнего изучения проблемы. Только не превышайте минуты.
|