Главная 
Новости сайта 
Подготовка к беременности 
Беременность 
Роды 
Послеродовой период 
Дети 
От рождения до года 
Дошколята 
Школьники 
Родители 
Психология 
Маленькие хитрости 
Родительское творчество 
Кухонька 
Обед "из ничего" 
Очень быстрые рецепты 
Что могут готовить старшие дети 
Чем покормить малыша 
Праздничные рецепты  
Готовенькое 
Праздничный стол для малышей 
Больничка 
Общие проблемы грудничков 
Детские болезни 
Вакцинация 
Советы детского доктора 
Словарик 
Приколы 
Ссылки 
Страничка редактора 
HTML для начинающих 
 
Реклама: 

Статистика: 
Дети.
Собираемся в школу.
Проблемы первоклассников.
Школьники. Собираемся в школу.
Михаил Федотов(Санкт-Петербург).

ПИШЕМ ПО-ПИСЬМЕННОМУ

Я пишу только рабочие заметки. Для меня это письма в бутылках, которые я выбрасываю в океан, и это не "абсолютные рекомендации", а только направления работы и размышления вслух. Мой подход меняется. Время меняется. Дети меняются. Я не считаю правильным планировать детскую жизнь на много лет вперед: мы никогда не видим, что находится за поворотом. Дойдем до поворота, и там будет яснее.

Федьке 4 года и десять месяцев. В следующем году мы решили идти в первый класс, и год я отвожу на то, чтобы научиться писать по-письменному. Но по дороге два слова о решении идти в школу и о том, для чего учатся писать по-письменному. В течение последнего года мы с женой приходили к разным решениям: между тем, чтобы вообще не отдавать ребенка в школу или отдать в школу в четыре с половиной или в пять лет. Мы хотели отдать его на один-два раза в неделю. Но все-таки в прошлом году мы решили, что для первого класса клиент еще очень не зрел. То есть, конечно, по многим параметрам он не уступает первоклассникам, но сознание еще детское, к школе не готов.

Сразу вопрос, А ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ДУМАТЬ О ТОМ, чтобы так рано отдавать в школу. Да мы и сами не хотим! Нам не нужен гений. Нам нужен обычный веселый, живой, не заученный мальчик. Но он уже так много умеет, что если отдать его в школу через два года, то ему совсем нечего будет там делать и он потеряет стимул учиться. А обеспечить его полноценной программой учебы - это значит еще на многие годы обречь ребенка на домашнее воспитание, а мы хотим, чтобы он не был изолирован от других детей.

В конце концов, главное - это умение жить в обществе, и никакие абстрактные знания, никакая высоты в изолированной от жизни дисциплине не заменят умение быть счастливым среди людей.

Зайцев рекомендует в школу детей РР (раннее развитие) не отдавать, а в существование школ, которые будут соответствовать сильным детям, Николай Александрович не верит. И скорее всего он прав, но многие проблемы можно решить полумерами. Отдать ребенка чуть пораньше, не запирать его в школе на целую рабочую неделю, отдать в школу с языком, которого ребенок не знает, найти учителя, который будет энтузиастом. Всюду понемногу, и напряжение этой сложнейшей проблемы "что же делать с такими детьми??" можно чуть-чуть уменьшить. Еще раз повторяю: задача в том, чтобы ребенок НЕ РАЗЛЮБИЛ УЧИТЬСЯ, иначе вы разрушите всю свою работу первых лет. И второй вопрос: а для чего же все-таки учиться писать по-письменному. Это загадочное действие не потому, что я против него. Я за двумя руками, но я не могу понять его по двум причинам. Во-первых, я уверен, что это умение никак не используется преподавателями. Девочки, которые преподают в младших классах, все-таки и по сегодняшний день кончают училище номер шесть имени Некрасова, а не Кембридж и не Оксфорд, и они просто ничего не понимают в возрастной психологии и физиологии, даже если они ее сдавали. Да и умение это использовать не очень и просто - конечно, можно писать мама мыла раму, но вообще-то письменные буквы вокруг нас нигде не встречаются.

Около метро Гражданский проспект по-письменному написано "мясо" и "рыба", но вообще-то все в основном написано по-печатному. И на экране передо мной сейчас светятся печатные буквы. Но интуиция подсказывает, что умение это сложнейшее и полезное, и оно каким-то таинственным способом развивает мозг.

Хорошо бы найти физиолога, который нам это объяснит. А пока мы учимся писать по-письменному, потому что без этого не сдать тест! Интересно всё придумывать заново. И вот, сталкиваясь с тем, как ребенок учится писать, я пришел к выводу, что прежде всего нужно научиться читать по-письменному. То есть этот процесс не менее важен, чем движение пера. И для того, чтобы научиться читать (ОПЯТЬ Я ВОЗВРАЩАЮСЬ К ПРИНЦИПАМ ШАТАЛОВА),нужно в мозгу создать опорные пункты чтения по-письменному. И я создал базовый текст, состоящий из двух стихотворений, которые я использую уже несколько месяцев, так что ребенок мгновенно их читает, и только от них я делаю крохотные дальнейшие шаги. Занятие рассчитано на пятнадцать минут в день. Половину этого времени ребенок обводит мой текст, дописывает несколько начатых слов (маленькими буквами над каждым недописанным словом я пишу пропись-подсказку), недописанные слова тоже базируются на двух выученных стихотворениях. Часто я комбинирую стихи, делаю смешной третий текст, каждую строчку Федька любит обводить своим цветом - то есть я стараюсь, чтобы урок был не скучным. Уже месяца три он пишет страницу в одиночестве, иногда прибегает с жалобой, что получилось плохо или грязно, но я его успокаиваю. Суть моего опыта - не нужно часто менять текст. Я это тоже делал, и кпд был очень низким. Повторение одного и того же текста, достаточно крупными буквами - РАЗУМЕЕТСЯ В ТРИ-ЧЕТЫРЕ РАЗА крупнее всех виденных мною прописей - дает оптимальный эффект. Ребенок должен зафиксировать в мозгу написание конкретных слов.

Кроме того, и это не менее важно, мы должны начать формирование ПАМЯТИ РУКИ. Попробуйте в воздухе написать слово "кот". Получилось? А ведь этому тоже нужно учиться. Вот так закладывается будущая "врожденная" грамотность.

Еще раз повторяю вопрос к читателям: в чем же суть этой необходимости - писать по-письменному??? Что происходит оттого, что ты умеешь вести строчку? И еще один вопрос, если на пути этого письма встанет физиолог: а когда я учу мальчика набивать ракеткой пинг-понговский мяч, это тоже мелкая моторика??? А она сродни умению писать или это качественно разные движения, по-разному формирующие детский мозг???????

Ещё немного полезных статей:

Нужны-ли вашему ребенку лидерские качества?
Свободное время и ваш ребенок.
Учим ребенка понимать других людей.
Разлад между детьми. Как с этим бороться.
Читаем легко и свободно.
Проблемы детского эгоизма. Причины.
Подготовка ребенка к взрослой жизни.
Некоторые способы, способные воспитать в ребенке творческую личность.
Несколько советов по воспитанию мальчиков.
Детская бессонница.

Hosted by uCoz